В пучине безумия — «Маяк» Роберта Эггерса

"Маяк" Роберта Эггерса

Хэллоуин — идеальное время для ужастиков и страшных историй и весьма кстати в сети появился новый фильм «Маяк» (Lighthouse) Роберта Эггерса, автора одного из самых атмосферных ужастиков всех времен «Ведьма» и талантливейшего постановщика, чьи работы производят революцию в жанре, ничуть не уступая фильмам Ари Астера («Солнцестояние«, «Реинкарнация«) и Джордана Пила («Прочь», «Мы«).

Учитывая что официальная Российская премьера назначена на конец января следующего года, и в наш провинциальный кинотеатр вряд-ли привезут этот арт-хаусный фильм, решил не упускать шанс и готов поделиться впечатлением от увиденного.

"Маяк" Роберта Эггерса
«Маяк» Роберта Эггерса

Молодой, угрюмый, но трудолюбивый лесоруб Эфраим (Роберт Паттинсон), прослышав о том что работа на маяке очень хорошо оплачивается решает сменить род деятельности и попадает на крохотный каменистый остров неподалеку от Новой Шотландии, где его начальником становится бывалый морской волк, а ныне смотритель маяка Томас Уэйк (Уиллем Дефо).

Молодому человеку предстоит прожить на острове четыре недели, которые алкоголь, галлюцинации, деспотичный Томас и назойливые чайки превращают в настоящий филиал ада на Земле, где единственным спасением от безумия становится свет маяка.

"Маяк" Роберта Эггерса
«Маяк» Роберта Эггерса

«Маяк» — вторая режиссерская работа молодого американца Роберта Эггерса стала одной из сенсаций Канского кинофестиваля и в разы увеличила армию поклонников его таланта к созданию невероятно атмосферного, «особенного» кино. И даже не смотря на то, что фильм получился менее пугающим и жутким чем его дебютная «Ведьма», его можно смело отнести к настоящим произведениям искусства.

Во-первых — изысканная картинка. Для съемок фильма Эггерс и его оператор Джарин Блашке использовали оборудование 40-х годов, исключительно натуральное освещение и 35-миллиметровую черно белую пленку, с почти квадратным соотношением сторон, отдавая дань классике немого кино («Кабинет Доктора Калигари«) и старыми японскими ужастиками («Женщина-демон«), которые режиссер называет в числе своих любимейших фильмов.

«Маяк» Роберта Эггерса

Во-вторых, безусловно, актерские работы. Дефо — настоящий ветеран арт-хауса, но его персонаж в практически герметичном «Маяке» сыгран совершенно невероятно и его очень непросто с кем-то сравнить, как и Паттинсона, деградация которого становится чуть ли не главным элементом сюжета.

Угрюмый молодой человек поначалу готов подчиниться смотрителю и его правилам, затем проявляет характер и между ними даже назревает нечто напоминающее дружбу, но растущая паранойя, литры алкоголя, плюс нешуточно разыгравшаяся буря обращают все в настоящий хаос, из которого живым выйдет лишь один из участников. При этом, на это абсолютно понятное, простое и прямолинейное высказывание Эггерс старательно нанизывает массу составляющих — мужские комплексы, моряцкие суеверия, теологию, мифы Лавкрафта, русалок и готическую прозу Эдгара Алана По, создавая уникальное в своей целостности полотно.

Очень трудно поверить в то, что это написано и снято в нашем веке, и куда проще допустить что Эггерс нашел действующую машину времени, взял несколько уроков по режиссуре у экспрессионистов 20-ых годов, после чего притащил за собой съемочную группу для постановки фильма.

9 из 10