Недавно на Amazon вышла многосерийная криминальная драма Николаса Виндинга Рефна «Слишком Стар Чтобы Умереть Молодым» (Too Old To Die Young) и по факту — это шоу встряхивает сериальный мир ничуть не меньше чем третий сезон «Твин Пикс» Дэвида Линча. Впрочем, дебютный сериал известного артхаусного режиссера непросто назвать сериалом — как и «Твин Пикс» это прежде всего длинное кино разделенное на 13 часовых (иногда больше — иногда меньше) серий.
Так как работы Рефна мне нравятся, я конечно же не мог пройти мимо и сегодня готов поделится впечатлениями от увиденного.
Мартин (Майлз Теллер), работает в управлении шерифа в жарком Лос-Анджелесе и однажды его напарник становится жертвой молодого мексиканца Хесуса (Аугусто Агилера) , племянника авторитетного наркобарона, мстящего за гибель своей матери.
Руководство управления не знает о том, что Мартин иногда убивает людей для босса одной из местных ОПГ, а его девушка — школьница, и повышает его до детектива.
Во время одного из расследований он выходит на бывшего агента ФБР (Джон Хокс), с подачи своего психолога (Джина Мэлоун) превратившегося в народного мстителя и убивающего избежавших наказания педофилов и насильников. Вместо того чтобы арестовать его Мартин становится его напарником, а тем временем Хесус, сбежавший в Мексику, превращается из «американского принца» в настоящего короля преступного мира.
Говорим Рефн — подразумеваем кровь, неон, неспешный ритм и фантастическую музыку Клиффа Мартинеса и по этой части автор «Бронсона», «Дилера», «Драйва», «Только бог простит» и «Неонового демона» оказывается приятно предсказуем и его дебютный сериал — это микс из всех его предыдущих работ, доведенный до совершенства.
Фантастически красивые кадры, длинные сцены оторвать глаз от которых практически невозможно, цветокоррекция «уровня Бог» и ракурсы пробирающие до мурашек. Эстетика, возведенная в абсолют, но при этом во главе угла стоит старое доброе ультранасилие. Каждый из эпизодов — это концентрат из ненависти, ярости и злости, которая копится на затянутых сценах и затем выплескивается ровно так-же как стрельба после диалогов в фильмах Тарантино.
Постепенно сдвигая сюжет о трансформации благородного мстителя в монстра, а коррумпированного полицейского в современного самурая на максимально дальний план Рефн включает режим садиста и история о насилии становится совершенно невыносимой. Затянутые сцены, паузы в диалогах, от которых хочется выть — темп сериала становится инструментом пытки, но резко переключая скорости он дает повод для облегченного выдоха. Злодеи получают по заслугам, герои открывают новые грани экзистенциального ужаса, а зритель оказывается настолько далеко от зоны комфорта, настоклько это вообще возможно.
Интересно то, что в качестве примера в рамках недавнего Канского фестиваля Рефн показал публике эпизод в котором Мартин выступил против группировки, снимавшей снафф-порно, и если сам сюжет близок к той жести которую так любит снимать другой хулиган — Ларс фон Триер, то его подача — это чистейший Рефн. Медитативная созерцательность, маниакальное внимание к деталям и постановке кадра, скандинавская неспешность, которую пытается нарушить блестяще поставленная сцена погони, и которая так же как и все в этом шоу максимально замедляется, чтобы незадолго до финальных титров выплеснуться фонтанами крови. Но что самое удивительное — это работает и, пожалуй, никто другой не может сделать это так красиво.
8 из 10