В декабре 2017-го года потоковый гигант Netflix решил вложить средства в фильм «Шафт» (Shaft) от компании New Line Cinema, продолжение культовой блэксплуатейшн серии, начавшейся, страшно подумать в 1971 году.
Первую экранизацию одноименного романа Эрнеста Тайдимена с Ричардом Раундтри я прекрасно помню, как и не самый удачный «перезапуск» с Сэмюэлем Л. Джексоном, и конечно не мог отказать себе в удовольствии ознакомиться с продолжением этой истории о «самых крутых парнях в Гарлеме».
Слегка настораживало то, что кресло режиссера отдали Тиму Стори, который снимал стэнд-ап шоу с Кевином Хартом и знаменит благодаря дилогии «Фантастическая четверка», но по факту — все оказалось более чем пристойно.
1989 год. Частный детектив Джон Шафт II ( Сэмюэль Л. Джексон) — один из самых крутых парней на районе пытается убрать с улиц злобного наркоторговца Гордито и чтобы не подвергать опасности близких вынужден расстаться со своей подругой и своим сыном Джей Джеем (Джесси Ашер).
Проходят годы. Гордито все еще не пойман. Шафт поработав в полиции со скандалом увольняется, его сынок подрастает, заканчивает MIT и устраивается на работу в Нью-Йоркское отделение ФБР.
Однажды Джей Джей устраивает встречу со своими школьными друзьями, после которой одного из них, молодого ветерана Карима убивают и для того чтобы найти виновных младший Шафт не придумывает ничего лучше чем подключить к расследованию своего лихого батьку, который все еще занимается частным сыском.
Блэксплуатейшн — фильмы, в которых действовали чернокожие герои был невероятно популярен в 70-х и именно первый «Шафт» стал настоящим жанровым прорывом. «Оскар» за лучший саундтрек, сиквелы, собиравшие впечатляющую по тем временам кассу и культовая слава, причем не только среди чернокожего населения Америки, но главное — он все еще отлично смотрится и сопротивляться харизме Раундтри совершенно невозможно.
Увы, ремейк с Сэмюэлем Л. Джексоном, состоявшийся в 2000—м году оказался слишком слабым и по-настоящему проходным фильмом, так что в успешную реанимацию этого персонажа поверить было не так то просто. Однако, Тим Стори нашел правильный подход и все получилось в наилучшем виде.
Одним из недостатков первых фильмов и ремейка был юмор, которого либо не было вообще, либо шуточки сводились к расовым предрассудкам и «не особо изобретательным» оскорблениям, и Стори буквально «выпускает Кракена» превращая своего Шафта в настоящий балаган, которым заправляет харизма и эго Джексона.
Крутейший детектив, каждое второе слово в лексиконе которого — это мазафака, учит сынульку жизни, находит массу синонимов к определению женских прелестей, перед ударом или после отвешивает железобетонные фразы в духе «Так должны поступать Шафты» и в какой-то момент его колкости готовы тягаться с мастером болтовни — стариной Дэдпулом. Правда Шафт не рушит никаких четвертых стен, но во всем остальном — это совершенно бесподобно сыгранный и цельный персонаж.
Мужицкий мужик, которого по-настоящему волнует только выпивка и стриптизерши, не пытается стать хорошим отцом, но невольно превращается в отличного наставника, да и Джей Джей не перестает удивлять новыми трюками, которые, вероятно, передаются вместе с генами и к тому моменту когда к этому дуэту присоединяется настоящий Шафт — седой Раундтри становится совсем хорошо. Семейство в сборе — всем бояться.
Естественно, не обошлось без дыр в сюжете (чего еще ждать от комедийного боевика в котором серьезно относиться можно решительно ни к кому), но это совершенно неважно — кода Джексон пучит глаза и выдает очередную шутку про мазафаку остается лишь смеяться и ожидать очередной перестрелки или мордобоя.
Естественно, не могу не замолвить словечко за саундтрек, в котором очень много хип-хопа, диско и фанка, и, конечно, не обходится без оскароносной «Темы Шафта» заигравшей в новой аранжировке свежими оттенками и нюансами.
Как фанат оригинального фильма остановлюсь на оценке 8 из 10.