Пока Marvel и Disney наращивают бюджеты своего развлекательного комикс- конвейера, руководство DC Comics и Warner Bros. берется за смелые эксперименты и одним из главных фильмов осени стал «Джокер» (Joker), посвященный становлению главного врага Бэтмена, поставленный автором трилогии «Мальчишник в Вегасе» Тоддом Филлипсом.
Артур Флек (Хоакин Феникс) живет с пожилой мамой в одном из неблагополучных районов Готэма, засматривается на соседку (Зази Битз), мечтает стать известным стэнд-ап комиком и работает клоуном в захудалом агентстве. В лучшем случае — его отправляют на детские праздники. В худшем — ходить по улицам с рекламным плакатом, превращаясь в объект насмешек для местной шпаны.
После работы Артур посещает психиатра, выписывающего ему рецепты на препараты сдерживающие его неконтролируемые приступы жуткого смеха, вызванные детской травмой, и каждый вечер смотрит популярное шоу Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро) мечтая стать одним из его гостей.
Стоит отдать должное Филлипсу, сумевшему так ловко обмануть зрителей и критиков, засунув под яркую обложку комикса тяжелейшую драму в духе «Короля комедии» и «Таксиста» Мартина Скорсезе или первым двум фильмам известной трилогии Пак Чхан Ука. Это сбивает с толку. Выглядит слишком серьезным и жестоким для популярного формата кино-комикса и это без всяких сомнений — одна из лучших (если не лучшая из) актерских работ Хоакина Феникса («Тебя здесь никогда не было», «Не бойтесь, он далеко не уйдет»).
Безумие, боль, отчаяние, принятие себя и превращение из забитого человечка с комплектом травм в настоящего монстра сыграно просто невероятно и дело не совсем в трансформации. Феникс с каждой новой сценой разрушает инфантильного слабака Артура, чтобы из его осколков и костей в последней трети фильма собрать Джокера. Ужасного, жуткого, сильного и беспощадного.
Мне кажется что Хоакину понадобится немало времени, чтобы полностью выйти из роли, ради которой он похудел на 24 килограмма и месяцами отрабатывал десятки видов жутких смеха. Особенно пугает то, что от того насколько отталкивающим и пугающим вышел Флек практически невозможно оторвать взгляда. Наверное, именно так удав гипнотизирует кролика.
Впрочем, шедевром фильм назвать сложно. Фильм много заимствует у того-же Скорсезе, в нем слишком много безысходности и безнадеги, но при этом он эффектно производит впечатление чего-то действительно нового и свежего, оставаясь при этом в формате фестивального кино, рассчитанного на то, что зритель придет в кинотеатр за искусством, а не за ведерком попкорна, взрывами, погонями и шутками про брутальных мужчин в трусах поверх трико.
9 из 10
П.С. Интересный нарисовался тренд — автор «Тупого и еще тупее» снял отличную «Зеленую книгу», сценарист «Очень страшного кино» внезапно написал душераздирающий «Чернобыль» и Филлипс с «Джокером» оказался как нельзя кстати.