Классик японского кино Акира Куросава не раз обращался к сюжетам Уильяма Шекспира, и один из его последних фильмов — историческая драма Ран (Ran), частично основанная на тяжелейшем «Короле Лире», я считаю одной из лучших его работ. Эпическая, почти трехчасовая картина держит с первой и до последней сцены, старательно смешивая бессмертное творение британского драматурга с легендами о самураях.
Недавно отважился пересмотреть его на языке оригинала и готов поделиться впечатлениями.
Старый князь Хидэтора (Тацуя Накадаи) готовится уйти на покой и собрав своих сыновей на охоте объявляет, что все свои полномочия передает старшему из них — Таро (Акира Тэрао). Среднего сына, Дзиро (Дзинпати Нэдзу) — это устраивает, а младший, Сабуро (Дайсукэ Рю ) с этим решением категорически не согласен. Отец в гневе изгоняет его, но присутствующий на этой встрече глава соседнего клана Фудзимаки впечатлен его смелостью и предлагает стать его наследником, женившись на его дочери.
Таро, не успев получить власть над землями, подстрекаемый своей женой Каэдэ требует от отца полного отречения, на что тот отвечает отказом и со своими верными слугами и шутом находят убежище в одном из замков. Его сыновья Таро и Дзиро объединяют войска, чтобы штурмовать замок, а изгнанник Сабуро занимает сторону Хидэторе, и семейный конфликт превращается в братоубийственную войну.
Размах «Рана» не может не впечатлить — сражения, в которых задействовано до 1,5 тысячи человек, до мелочей воссозданные костюмы и доспехи, на одно изготовление которых ушло два года, невероятная операторская работа и даже специально отстроенный средневековый замок, который во время съемок натурально сожгли и разрушили. Да что там — на подготовку сценария у Куросавы ушло десять лет и помимо текста, каждую сцену он тщательно отрисовывал.
Учитывая, что в начале 80-х именитый режиссер пугающими темпами терял зрение работу над фильмом стоит считать настоящей одержимостью. Во время съемок фильма скончалась жена режиссера — Йоко Ягучи, и он сделал перерыв на траур всего на один день, после чего вернулся на съемочную площадку. Такая преданность своему делу не могла не впечатлить актерский состав и самоотдача Тацуя Накадаи, сыгравшего обезумевшего князя — это нечто совершенно не поддающееся объяснению.
С каждой сценой его герой проходит через ад, выросший из последствий его поступков и то как он их переживает не может не тронуть. Равно как и женское коварство, поражающее жестокостью ничуть не меньше батальных сцен. Кстати о последних — лишив бои звука, оставив лишь тревожную музыку Куросава добился потрясающего эффекта, а финал штурма я пересматривал несколько раз и проход обезумевшего Хидэторе сквозь ряды воинов — по эмоциональному накалу легко заткнет за пояс десяток другой оскароносных драм.
Волей американских киноакадемиков, своего «Оскара» за блестящую режиссуру «Ран» не получил, но в числе наград фильма все-таки появилась статуэтка за дизайн костюмов и в том же 86-м году фильм отлично прокатился по фестивалям, собрав около двух десятков престижных наград и признание критиков и зрителей.
Кроме как 10 из 10 поставить этому фильму не могу, так как очень высоко ценю творчество как Куросавы, так и Шекспира, а поместив трагедию в реалии самурайской Японии, известному режиссеру удалось не просто умножить ее глубину, а скорее возвести ее в степень.
Кинозолото высочайшей пробы